...Дело в том, что та красная компания из Альтеи - включая лично Гадеса и Миро - любила стихи Мигеля Эрнандеса. Гадес как-то,совсем уж в другие годы, отбиваясь от ужасно личных вопросов типа "а что вы любите читать?")) - обронил, мол, люблю всякое - по настроению - сегодня читаю Эрнандеса, завтра - Уолта Уитмена (из чего я для себя вывожу, что вообще стихи любил человек, как здорово).
Эрнандес был из младших в кругу Лорки. Красный, участник Гражданской войны, в конце 30-х пытался выбраться из Испании, поймали, посадили - и там за решеткой он скоро умер.
Среди стихов его есть вещь VIENTOS DEL PUEBLO ME LLEVAN (дословно - ветры народа несут меня).
...Кроме того, дело еще и в том, что тов. Гадес для своих друзей художников, само собой, с молодых лет был готовым живым, ходячим элементом искусства - который только естественно встроить им было и в их собственные искусства тоже. То есть нарисовать всякого, наделать гипсовых слитков со всего что можно, нафотографировать и фотографии попихать в авторские техники разные.
...А в 2010 году Антони Миро соединил их - Эрнандеса, то есть стих про народы Испании и про гибель позорную и достойную - и воспоминание о покойном друге, которому всю жизнь и то и другое было важнее всего - в том числе и искусства... Воспоминание не элегическое, однако - а будто "яблочко-песню держали в зубах".
... Миро взял 24 первые строчки стиха о народе и гибели, каждая соединилась с одной из работ, выстроенных вокруг фото Гадеса.
Я сфотографировала эти вещи с каталога выставки, вот они все, по очереди, с названьями.
Вот первая, одна из промежуточных - и последняя.

читать дальше