1.
Как было молодо и прекрасно парижское утро, когда мы с тобой познакомились! Ты вел свой первый бой. В тот самый день ты впервые повстречал свою славу, и с тех пор вы никогда с ней не расставались. Как бы я мог вообразить тогда, что через пятьдесят лет мы с тобой окажемся вот так лицом к лицу, и что я заговорю с тобой, чтобы попрощаться? И вот –это последний раз, когда я обращаюсь к тебе, последний раз, когда я могу это сделать. Скоро твой прах будет отправлен туда, где тебя ждет усыпальница, в сады Марракеша.
Я обращаюсь к тебе, к тебе, который меня не слышит, не отвечает. Меня слышат все остальные, кто сейчас здесь, и только ты один этого не можешь.
Как мне не вспоминать? Я вспоминаю ту первую встречу, и другие, которые были после. Я вспоминаю день, когда мы решили – люди в самом деле решают в подобных случаях? – что наши дороги соединятся, сделаются одной дорогой. Я вспоминаю, как я сообщил тебе, на твоей койке в госпитале в Валь-де –Грас, что ты больше не возглавляешь дом высокой моды, где ты до того работал, и я вспоминаю твой ответ. «Тогда, - сказал ты мне, - мы откроем дом моды вместе, и ты будешь им управлять». Я вспоминаю, как искали деньги, как повсюду возникали препятствия, подводные камни, но я для тебя рисковал бы и еще больше. Я вспоминаю первую коллекцию, которую ты выпустил под своим именем, на улице Спонтини, и твои слезы в конце, свидетельство многих месяцев, проведенных в сомнениях, в поисках, в тоске и тревоге. И опять слава пришла и коснулась тебя крылом. Потом годы сменяли друг друга, и с ними – твои коллекции. Как быстро они прошли, эти годы, и насколько твои коллекции определяли внешний вид своего времени! читать дальше