читать дальшеБог ты мой, а уже и третье мая настало, оказывается))). Вот как несвоевременно пишу!.. Это всегда так - хочешь что-то сперва подумать, а потом изложить - ну, дорого оно тебе почему-нибудь - а там еще что-то случилось, и тоже интересно,а там дела, а там и забыл что хотел сказать))).
Я вот уже и теперь не особенно помню - но не от времени, а того, от эмоций. Оно смешно, конечно, но уж так мне хотелось увидеть живьем, во плоти, вблизи - что от радости и того... помрачение , как обычно, постигло.
Так что изложу что помню.
Вообще, я фанат-то фанат, но уж очень люблю сама себе всякое удовольствие подпортить. И судьба мне в том обычно не мешает))). На этот раз вот как вышло - не зная еще, что вечером Смехов и Ярмарка, пообещала я непременно быть первого мая на тренировке))). Потом, как про все узнала,не нашла другого выхода как соединить - днем спорт, вечером музы. И все бы хорошо... А, к черту подробности - одним словом, опоздала я на Смехова))). Ну, ненадолго - но достаточно, чтоб все началось (это ж надо - они вовремя начинают, оказывается,вот безобразие!))))) и чтоб в небольшом зальчике, где все видно и слышно, само по себе влетать в ходе действа оказалось не особо ловко, а уж разыскивать в рюкзаке фотоаппарат....))))Я попробовала - но рюкзак неожиданно оказался полон целлофановых пакетов... (Да, потом, пока шло кино,я аппарат нашла, но после кина ничего не было, и щелкнула я один лишь кадр, и вышел тот омерзительно... потому как темновато там, в зале, было - а герой еще и стоял так, чтоб лампы ему за спину светили))))
но ладно, это все мелочи.
Главное, что Смехов был хорош... То есть и собой хорош, что понятно, и, главное... именно что совсем собой. Тьфу ты, поди вырази в звуке, да еще прилюдно... Как-то ясно было вне смысла слов и действа - вот стоит хороший человек, тонкий, умный и нежный. И слушать бы, глядеть, да подольше - а потом сделать бы что хорошее в ответ...
Да только нечего. И это грустно мне было...и ничего не поделаешь.Я даже цветов не принесла - какие там в той скачке были мне цветы...эх.Итак, маленький зал, соответственно, не так уж много народу, все всех видят и слышат, и даже и барьеров никаких - ни помоста, ни рампы, скажем, ни микрофонов даже!...только бы, кажется, и вести беседы и свободно общаться. Ан нет. Не знаю, что так сурово публика сидела... Не со зла - это я точно знаю. Дело в том, что я не одна была - пришли со мной (то есть много раньше, но по моему зову))) две пожилые дамы, любительницы кино вообще и Смехова в частности. Заняли мне место в середине. Вокруг оказались во множестве такие же почтенные... И вот сидим мы, Смехов шутки шутит впереди, я смеюсь - а дамы на меня оглядываются и шикают. Мол, веди себя прилично))). И сами на все приколы реагируют тишиной... только в особо удачных местах прическами кивают. Нет, кое-где кое-кто хихикал тоже - но робко))).Боюсь, с точки зрения нашего выступающего аудитория казалась каменной, мертвой - или что просто она плевать хотела((((. И кайфа он, похоже,от нас не словил.
Говорил он вообще мало - еще и садистски обрывал себя периодически - "ну, про это я не буду слишком долго..." "про то не стоит особенно растягивать..." - Почему, спрашивается?! Черт знает что)))
Так или иначе, рассказал Смехов про то, что за время был тот 85-й год, про Таганку, Любимова и Эфроса....
Про то, как получали разрешение на то, чтоб снимать эту самую "Сорочинскую ярмарку" - не такое простое дело было, оказывается.
Свой фильм Смехов не хвалил - ругать тоже торжественно отказался))). Из речи его последовало,
что хотел бы, вот как Лунгин, например, который обычно выходил и разъяснял аудитории, что именно в этом (его собственном новом))) кино не получилось, что надо бы сделать по-другому, и т.д. Вместо того, чтобы, как нормальный режиссер, обозначить сразу - это кино второе после «Броненосца Потемкина». Однако... если я не путаю... следуя веским советам Галины Аксеновой, жены, стало быть, полученным в Вермонте, и Лунгин слишком уж себя ругать перестал, и Смехов тоже не станет.
А вместо этого скажет, на что следует смотреть, когда фильм начнет производить уж слишком ужасное впечатление))).
На актеров. (И рассказал о них - что это друзья с Таганки и как они хороши)
На массовку - потому что там затеряны друзья и родственники))).
На музыку...
Еще о Гоголе немного - что никто по-русски не писал прикольнее, чем Николай Васильевич. Что Гоголь смеется, как бы ни было ему печально - и тем тоже близок.
Что фильм вышел не просто смех сквозь слезы - но немного смеха и очень много слез. Чт про одиночество среди веселых лиц...(Я и не подумала, насколько это правда)).
читать дальше
Байки про друзей и коллег... Чуть-чуть о себе...
Мало, короче говоря.
Потом, после фильма, грустно сказав, что все-таки фильм ужасен, смотреть его невозможно, особенно привыкнув к нынешним скоростям,но что все-таки неплохо же Гоголя лишний раз послушать, предложил Смехов задать вопросы, у кого есть, и не успели мы с одной из моих спутниц преодолеть застенчивость и хоть руку поднять,как первые ряды дружно, громко сказали «спасибо-спасибо», в смысле, нету вопросов, до свиданья - он и ушел))))). Вот они, скорости эти.. непривычные))).
На самом деле, подозреваю, многие не решились задать ПЕРВЫЙ вопрос(переглядывались потому что побуждающе)) - а вот если бы кто из "своих" взял бы да и пример показал... Ну или...эх, если б хоть на пять минут еще продлился разговор, я бы много всяких глупостей спросила!)))
И мы уже было собрались уходить, как вдруг ощутила я в себе решимость, бросила своих дам и пошла искать по каким-то кабинетам своего героя - чтоб хоть автограф с горя попросить))).
И даже нашла.
И попросила - и, как ни странно, меня поняли и автограф дали.
Несмотря на то, что понесла я от чуйств полную чепуху...))) Эх, мне бы те самые чертовы пять минут, осмотреться и привыкнуть - ну не могу я без подготовки действовать!))))
А тут - ошалело влезаю в чужой кабинет, у людей разговор,я на них пялюсь, мне стыдно, но я не ухожу)))... Смехов понял, что ЭТО явно к нему, подошел, осторожно выяснил, что нужно))). Я тем временем бормотала, что я из ГЛМ, что у нас выставка про Гоголя, но она не слишком хороша))))(это рассказ про Лундина, между прочим, отозвался явно!)))Что вот в ГИМе хороша, а у нас - не очень))). Чем-то еще сомнительным я попыталась звезду своих очей порадовать... ну и удалилась,чувствуя, что сейчас попробую произнести его имя-отчество, и что выйдет из этого полная фигня)))).
Вот, собственно))).
Фильм сам оказался не совсем незнакомый - видела я его явно в детстве, а запомнила только самый конец, где мечется черевикова жинка, и не может прорвать танцующий круг...но это не важно.
Но какой же он оказался странный!..
Даже и не смех сквозь пускай целое море слез...А будто из последних сил пытается несчастный человек развлечь себя хорошей историей - и смеется порой даже, в пустоте, сам с собой - но только все это напрасно, и тоска его неодолима. И все то что рассказывает он сам себе - не то что давно было, а не было попросту вообще никогда...
Душераздирающее, одним словом, зрелище.. и подумать только, что это ведь та самая "Сорочинская Ярмарка" Гоголя, без изменений, без домыслов - все как есть!...
...Мы,нынешние, намертво пригвождены к своему времени - потому что перекрывает порой действие такая картина: стенка (будто бы в школе, что ли), на ней - детские рисунки:цветы, дома.. и простенький, будто из журнала вырезанный,портретик Гоголя... То бишь все, что за этим - было читано когда-то давным-давно, когда мы были детьми?..
Дальше голос автора, Гоголя - грустно просит он считать его веселым человеком, и ежели кто где соберется поразвлечься - пусть и его помянут...И,похоже, прямо с того света автор говорит - потому что временами в каком-то совсем пограничном пустом мире вспыхивает свет, и в нем - одинокий скрипач, и издает его скрипка мучительные звуки...
А следующий - наконец, пасичник, Рудый Панько - и пишет он один, в темноте, и освещает его сбоку желтая неспокойная свеча... Нет, иногда он как раз вроде внутри событий, о которых говорит, и куча народу, и свиньи, и плоды.. да только плоды стеклянные, похоже... а стоит Паньку увлечься, да свету разгореться - как обязательно - раз! - и гаснет все, и опять темно, пусто, и он один с желтой свечкой...
И рассказ-то его вроде и оживает - но все не до конца, не может, не хватает ему силы.. Вроде просто вспоминают они какую-то давнюю историю.. света нет в ней, солнца - что-то сверху вместонеба желтоватое...и звуков нету - только голоса.Текст звучит - мол, лошади ржали, бараны блеяли, коровы мычали.. ну, небось, телеги скрипели - неважно что, просто много, каша звуков у живой жизни... А тут - безмолвие. И в нем - голоса. Говорят, поют...И кто бы ни пел, хоть бы даже и на свадьбе - все поют в миноре.
Да еще прялка крутится, крутится... всегда... мы ли тут, Панько ли, писатель ли, от которого остался портретик да голос...да видно, и когда никого не останется - будет она крутиться, одна, в пустоте, в тишине...
Но, кстати- вот какое действие произвел на всех нас троих, разного возраста, посетительниц мероприятия этот фильм. Одновременно мы, выйдя, заговорили о том, что хочется Гоголя перечитать...и все "Вечера", и "Мертвые души"... да и про него, пожалуй...
То есть, результат, получается, достигнут - не мытьем так катаньем))).